lady_gavrosh (lady_gavrosh) wrote,
lady_gavrosh
lady_gavrosh

Ну, что (кого) будем считать лишним?

После каждого форума младотурков гайдаровцев хоть цитатник издавай: ребята жгут грецким огнём. В этот раз бенефис был у главы Сбербанка. Я не стану сейчас, вслед за другими, обыгрывать его определение своей страны, с басурманского языка переводимое как "внизменяемая". Не стану напоминать, что он и сам, будучи министром экономического развития, "внизменял" страну, только дым шёл - как и остальные младотур... э-э... ну, вы поняли. Но что меня действительно умилило до глубины души - так это его призыв отказаться от советского образования (от которого, стараниями Фурсенко-Ливанова и других младотур... э-э, вы поняли, и так одни хвостики остались). Потому что, дескать, советское образование давало "слишком много лишних знаний".
Лишних, Карл-Фридрих-Иероним! Лишних! Кои нужно, следуя этой логике, отрясти прахом с ног, и развитие сразу попрёт ввысь!!
Давайте воззовём к богине памяти Мнемозине и посмотрим, что же было лишним. Советское образование отказалось от изучения древнегреческого и латыни, как мёртвых языков - не до жиру, надо элементарной грамоте учить, арифметике, таблице умножения. Учить, что над землёю не твердь с ясными гвоздиками, где янголы летают, а пространство бесконечное, и земля не на трёх китах стоит, а летит в том пространстве вкруг Солнца, и полёт этот можно исчислить. Ну и ещё - что руки мыть надо, зубы чистить, что вша - это не благословение божье, а тифа разносчица, и оспа - не наказание божье, против неё прививки есть...
Поэтому. Лапотный парень, который, придя в город, от трамваев сперва шарахался - через год, смотришь, в ликбезе букварь освоил, через три-четыре - в ФЗУ обучился чертежи читать, через семь - в ДОСААФе с парашютом прыгает, значок Ворошиловского стрелка с гордостью носит, в планетарий ходит. Невежество отпало, как кожура.
Нам на уроках пения в школе ставили пластинки с целыми операми; на уроках литературы штурмовали смыслы "Дон Кихота"; на астрономии объясняли, что такое параллакс и альбедо; на физике - что такое интерференция и дифракция; на химии - "фенолфталеиновый в щёлочи малиновый"; на географии - учили читать карты, на черчении - объясняли законы перспективы, развивали пространственное мышление... Ткните пальцем - которые из знаний лишние?
Что не пригодилось непосредственно в жизни потом - то развивало память, способность мыслить, улавливать связи между явлениями. Шло накопление количественной базы знаний, на которой потом, уже в зрелом возрасте, развивалось системное мышление. (Ну, или не развивалось - тут уж от самого человека зависело; но школьные учителя, спасибо им, засаживали знания в мозг с заершением; попробуй вытащи).
Теперь смотрим: что, по сути, предлагают нам младотур... э-э... ну, вы поняли.
Пророческую книгу Олдоса Хаксли про "о дивный новый мир" читали, надеюсь, все. Наши с вами "элиты" - тоже; не считайте их глупее себя. О, сказали они, какая клёвая идея: пусть не с эмбрионального возраста, но как можно раньше делить детей на касты! Ты альфа - тебе в креаклиат; ты бета - в обслугу; ты гамма - к станку пшёл; хм-м... омега - ну, грузчики или мусорщики тоже нужны.
Переход из одной касты в другую, социальные лифты в этой системе не предусмотрены. Вот ещё! "Элита" слишком хорошо помнит, какой ценой пробилась наверх, и конкурентов в свой круг не допустит. Всех карабкающихся - спихнут вниз: тут самим мало.
Образование, смахнувшее с себя "лишние знания", будет строиться соответствующим образом. Зачем будущему технарю "Дон Кихот" или, прости господи, Плутарх? Зачем гуманитарию ряды Фибоначчи и формулы формальдегидных смол?? Зачем "омеге", которого априори определили выносить мусорные бачки, знать о творчестве Кацусико Хокусаи и о формулах, используемых в расчётах теории тенденций?? Вот тебе, "омега", жратва, пиво и шоу "Гы-гы-пук" - знай своё место и будь доволен.
Нет, я не шучу. Программа сегрегации детей на касты разработана в Институте развития образования при Высшей школе экономики. Как тут не вспомнить Гельвеция: "Правительства благоприятствуют просвещению до определённого предела, после чего они хотели бы его задержать".
Не просто задержать, Клод Андриан. Не просто удерживать определённый уровень невежества, выщипывая всех, кто поднял голову сверх дозволенного. Сепарировать общество, подняв непроходимые сословные перегородки; вырастить в каждой ячейке узких, флюсообразных специалистов, невежественных во всём, что находится за кругом "нужных" знаний. Людей, у которых все прочие ветви души купированы за ненадобностью. Людей-функций. Легко заменяемых по мере износа на таких же. Ачотакова? Идеологическая установка на избавление от "лишних знаний" неизбежно приведёт и к установке избавления от "лишних людей", и к технологиям их утилизации - потому что ни к чему другому она привести не может.
Кто там возмущался, что советская система воспитывала "винтиков"? А вот это тогда как назвать?
Subscribe

  • Последний писк

    После записи «О вампирах» от 6 июня 2013 года меня попросили написать стих, посвящённый комарам. Но, сколько бы я тогда ни призывала…

  • Пивная ванна и другие удовольствия

    Среди недели я спохватилась, что у меня на даче комары не кормлены. Непорядок. Зная, что призраки истощённых насекомых будут тревожить совесть,…

  • Охота на циклопов

    В первый день июня у нас зима, ударив руками об полы, вскричала: «Охти мне, старой, совсем запамятовала!» - и кинулась напоследок…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments