lady_gavrosh (lady_gavrosh) wrote,
lady_gavrosh
lady_gavrosh

Избушка-избушка...

Никогда не могла понять, почему Иван-дурак/царевич/добрый молодец, добравшись до Бабо-Ягиной фазенды, не входит в дверь, как все нормальные люди, а тупо орёт: "Эй, жилплощадь! А повернись-ка ко мне передом, к лесу задом!" Что за фишка такая? И почему избушка именно на курьих ножках, а не на, допустим, медвежьих или там кабаньих? И с какого перепуга у Бабы Яги именно костяная нога, а не деревянная, не железная и не золотая? И что это вообще за странное имя такое - Яга, а по отчеству её как?..
Так вот. Оказывается.
Яга - от праславянского "ягать", то есть произносить заклинания. Ведьма, как вы, наверное, уже знаете, от "ведать" - владеть тайным знанием. Знание это для простых смертных считалось опасным, поэтому ведьмы жили всегда на отшибе от остального селения, от добрых людей. Обращаться к ведьме можно было только при крайней надобности - тяжёлой болезни, опасных родах и тому подобном. Ведьма со своим искусством всегда ходила по лезвию ножа, потому что в случае чего добрые селяне могли её и вилами приколоть - за скотий мор, к примеру. Или вовсе спалить, подперев дверь избушки бревном.
В глухие времена считалось, что мир живых ограничивается ближайшим полем да хорошо знакомыми охотничьими угодьями, а дальше - вотчина злых духов, мертвяков и пращуров. К живым они относятся крайне нелояльно, оттого человеку, рискнувшему отправиться за границы изведанного мира, требуется мощная защита. Кто даст такую защиту? Владеющая тайным знанием - та, которая "на ты" и с миром живых, и с миром мёртвых. Та, кто находится на самой границе этих миров.
В украинском языке гроб и поныне называется "домовиной". Домовина - посмертное жилище: простой сруб в три венца под скатной крышей. Хороня ведьму (бабу ягающую), домовину ставили на два пня, чьи растопыренные корни в самом деле похожи на птичьи лапы. Считалось, что одной лапой домовина стоит в мире живых, другой - в мире предков. Безнаказанно пересечь эту границу и не огрести от судьбы (духов) - нельзя. Поэтому Иван-дурак/царевич топчется по эту сторону и взывает к домовине, чтобы та повернулась "передом" (изголовьем).
"Чаво тебе надобно, добрый молодец? Дело пытаешь аль от дела лытаешь?" - спрашивает Костяная Нога (а какой ей ещё быть, если в домовине - истлевшее тело?). Вежливый гость в ответ хамит: "Ты меня, старая хрычовка, сперва накорми, напои, в бане выпари, а уж тогда и спрашивай!" А Баба Яга, вместо чтобы навернуть его помелом по роже, покорно топит баню и накрывает на стол.
Оказывается. Прежде чем ступить на землю мёртвых, живой человек должен очиститься от грехов (баня!) и вкусить ритуальной пищи мёртвых - причаститься. Тогда духи земли мёртвых, шарящие в поисках живой крови, его не учуют - ну, конечно, если он сам не накосячит ("не срывай цветочек, не тронь золотое яблочко, туда не ходи, сюда не смотри, а то будет а-та-та"). И в качестве бонуса получить навигатор волшебный клубочек, чтобы войти и выйти без лишнего риска. Но ведь законы жанра требуют, чтобы Иван вляпался во все ловушки - что с него взять, дурак ведь, старших не слушает. :)
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Мой пирожок

    пустите дуньку в гималаи в духовных поисках она а там в горах гуляет йети могуч вонюч и волосат

  • Мамины туфли

  • Мой пирожок

    паук под мухой на эстраде небрит лиричен одинок зажав сигару в хелицерах лабает нам осенний блюз

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments